TY - JOUR TI - Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - школа KW - первоклассники KW - обучение чтению KW - фонематический слух KW - словарный запас AB - Антипкина Инна Вениаминовна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: iantipkina@hse.ruКузнецова Марина Ивановна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: mikuznetsova@hse.ruКарданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ekardanova@hse.ruАдрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.Изучается роль уровня фонематического развития и размера словарного запаса в развитии навыков чтения у детей, а также анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию этих навыков. Исследование проводилось на материалах проекта iPIPS, оценивающего готовность детей к школьному обучению и их прогресс в течение первого учебного года. Выборку составили 2741 первоклассник из школ Красноярска и Казани, навыки чтения у них измерялись дважды: в начале и в конце первого года обучения. Установлено, что недостаточно развитые фонематический слух и словарный запас становятся препятствием для прогресса в овладении чтением не только на начальных стадиях обучения чтению, что обосновано в теоретических моделях становления навыка чтения, но и у детей, уже умеющих читать. Среди первоклассников, умеющих читать на момент поступления в школу, можно выделить группу риска в отношении развития навыков чтения, для компенсации дефицитов которой требуются особые методические подходы. AU - И. В. Антипкина AU - М. И. Кузнецова AU - Е. Ю. Карданова UR - https://archive_vo.hse.ru/2017--2/207103971.html PY - 2017 SP - 206-233 VL -